Печать

Экскурсия в храм

Автор: Super User. Posted in ОМРК

Monastir     

  В апреле учителя Сургутского района проходили обучение в АУДПО ХМАО – Югры «Института развития образования»  по теме: «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 Повышать свою  квалификацию приехали педагоги с разным мироощущением, с неодинаковыми взглядами на окружающую жизнь, имеющие определённый опыт церковной жизни и просто атеисты, но все одинаково призванные государством в следующем учебном году  преподавать новый предмет, работать  по-новому. Обучение было организовано на базе средней школы № 3 п.г.т. Белый Яр. А потому, на мой взгляд, было естественным предоставить коллегам  возможность познакомиться с  храмом во имя Святителя Николая Чудотворца, расположенного на территории районного Центра детского творчества.

      Об особом почитании этого святого в Сибири  упоминали первые иностранные путешественники, посетившие восточные земли Российской империи в XVII – XVIII  веках. В своих отчётах они писали, что у русских два Бога: Иисус и Святой Николай. В Сибири распространилось огромное количество производных от имени этого святого: Святой Николай, Никола Милостивый, Никола Угодник, Никола Заступник, и многие другие. Практически в каждом сибирском регионе было своё имя Николая Чудотворца. Уже в те далёкие времена к Святому Николаю обращались за помощью и путники, заблудившиеся в непогоду, и торговые люди при заключении торговых сделок. У этого особого отношения сибиряков к святому Николаю Чудотворцу есть немало причин. Историки выделяют две из них, давшие начало этому явлению. Прежде всего, еще первые мореходы – поморы, освоившие берега Обской губы в XV веке, чтили Святого Николая как помощника и защитника моряков. На мачте почти каждого коча была прикреплена икона с изображением этого святого. Впоследствии дело поморов продолжили купцы и промышленники, приплывавшие на Обской Север по Оби и Иртышу и осваивавшие реки Надым, Пур и Таз. Они также несли с собой на Крайний Север свет православия и веру в заступничество Николая Чудотворца.

*Поморы – русское население современной Архангельской области, потомки новгородцев. В поисках богатых промыслов уже в XIV – XV веках ими был освоен «морской ход» в устье Оби и в Мангазею.

** Коч – уникальное русское полярное судно, созданное поморами, жившими на берегу Белого моря. Особенности конструкции этого судна делали его максимально приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Русский коч – один из символов освоения Северного морского пути.

Во-вторых, первыми русскими людьми, осевшими на постоянное жительство в Сибири, были последователи атамана Ермака – сибирские казаки, а они тоже очень почитали Святого Николая. Общеизвестно, что в первом походе казачьей рати Ермака Тимофеевича находился походный храм во имя Святителя Николая Чудотворца, при котором служили три священника и монах. Фактически с этим храмом и образом Святителя православный русский народ в лице казаков пришел и утвердился в Сибири.

   Особое отношение к Николаю Чудотворцу у коренных северян. Он является одним из немногих христианских святых, которые были сразу признаны коренным населением. На первом этапе христианизации и после принятия крещения коренные северяне еще долго оставались фактически двоеверцами: они поклонялись и своим старым языческим богам, и Иисусу Христу. В лесных жилищах народов ханты и чумах ненцев и селькупов легко и свободно «уживались» языческие идолы и православные иконы Николая Чудотворца, глубоко чтимые и бережно хранимые ими по сей день. Жители тайги и тундры считают, что Старик-Миколай ведает вопросами установления хорошей погоды и помогает на охоте и промыслах. Помня милосердие и помощь своего помощника, они, посещая города и поселки Обского Севера, в которых стоят православные храмы, обязательно заходят в них и, с умилением найдя икону Николая Чудотворца, признают в ней являющегося им Чудотворца, ставят перед его иконой свечи и благодарят за помощь и покровительство.

      У северных народов встречаются детские сказки, в которых Луса-Вэсако – Русский Старик или Старик-Миколай (Миколай-Вэсако) всегда приходит на помощь тем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям и побеждает злых духов. В некоторых сказках Русский Старик даже имеет жену – хранительницу семейного очага, которая всегда и во всех делах помогает ему добрым советом. Несмотря на своеобразную адаптацию жизни Николая Чудотворца к  местным условиям, Святитель Николай остается носителем доброты, справедливости и мудрости.

«Правилом веры и образом кротости» называет Церковь Святого Николая, Чудотворцем и Угодником называет православный народ. Ибо не иссякает благодатная помощь Божия по молитвам и ходатайству Святителя Николая Чудотворца. Строительство большого числа храмов и часовен в нашем крае, освящённых во имя святого, -  проявление сибиряками  особого его почитания. Из истории нашего храма  известна следующая хронология  событий:

23 декабря 1998 года – главным архитектором Сургутского района Седых П. Д. утверждена техническая документация на строительство деревянного храма, являющегося составной частью строящегося комплекса районного Центра детского творчества. Проект был разработан ЗАО «Сибпромстрой» на основе проекта Тундринского  храма во имя  Великомученика и Целителя Пантелиимона;

9 декабря 1998 года – по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского,  забиты первые сваи под строительство храма;

1998 – 2000 годы – строился храм. Курировал строительство  настоятель Преображенского кафедрального собора Пётр Егоров;

январь 1999 года – на храме установлены купол и крест;

октябрь 1999 года – архиепископ Димитрий благословил проект иконостаса, автором которого является отец Алипий из художественной мастерской при Тобольско–Тюменской семинарии;

30 апреля 2000 года – проведено первое Пасхальное богослужение. Пасхальную полунощницу и Пасхальный крестный ход провёл иерей Михаил Безукладников;

август 2000 года – иерей Георгий Кошелев провёл в храме  первое крещение детей. Таинство крещения приняли воспитанники «Дома малютки» п. Белый Яр;

сентябрь 2000 года – в храме  проведено первое венчание;

3 июня 2000 года – Владыка Димитрий торжественно освятил построенный храм. За активное участие в строительстве  храма были награждены глава администрации р. п. Белый Яр Мазалова Т. Н. и Г. Я. Трубникова;

31 января 2001 года – по инициативе православных жителей посёлка Г. Я. Трубниковой, Малкова И. В., Крючковой И. С., Шутановой Л.П., Ефремовой В. И., Кутузовой Л. А.и при содействии главы администрации посёлка Мазаловой Т. Н. состоялось первое собрание православных христиан, на котором присутствовало 11 человек. Председателем собрания был избран иерей Пётр Егоров. Собрание приняло решение  о создании местной  религиозной православной организации прихода храма во имя  Святителя Николая Чудотворца поселения городского типа Белый Яр Сургутского района Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви. Был избран актив общины, в который вошли председатель Приходского Совета  Трубникова Г. Я.,  председатель ревизионной комиссии Шутанова Л. П., члены комиссии Малков И. В. и Ефремова Л. Г., казначей И. С. Крючкова;

октябрь 2002 года – при храме организована Воскресная школа. Её бессменным руководителем является Г. Я. Трубникова;

28 ноября 2007 года – проведено собрание по созданию отдельного православного прихода. Запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17 марта 2008 года.

Строился храм в составе комплекса районного Центра  детского творчества для детей, желающих изучать основы православной культуры в системе дополнительного образования. Но сегодня он является духовным центром и для взрослых православных, так как в посёлке нет другого православного храма. Его удалённость от транспортных магистралей, вековые сосны, тишина, красиво оформленная территория РЦДТ привлекают жителей посёлка разного возраста для отдыха и молитвы. Сюда и пришли слушатели курса 26 апреля. Экскурсию провёл настоятель храма иерей Георгий Кошелев. Отец Георгий рассказал об истории храма, его устройстве, о расположении и назначении икон, объяснил традицию внутреннего разделения храма на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. Учителя с огромным интересом рассматривали иконостас, пытаясь под руководством священника выделить ярусы традиционного расположения на нём икон. Слушатели увидели величайшую церковную святыню и одновременно шедевр мирового искусства – «Троицу» прп. Андрея Рублёва. По просьбе  экскурсантов батюшка поведал о  некоторых, особо почитаемых прихожанами иконах святых: вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, прп. Серафима Саровского. Очень обширна символика  православной церкви – здесь всё наполнено сакральным смыслом, всё напоминает человеку об истории Спасения.

 Зная потребности человека, ситуации, в которых нам нужна Божия помощь, батюшка рассказал о требах, которые можно заказать  в храме. Регулярно совершаемые богослужения, церковные Таинства – часть богатой духовной жизни храма.

Особая забота отца Георгия чувствуется в делах духовно-нравственного просвещения  окормляемой им паствы. Дважды по благословению батюшки мне довелось побывать на образовательных форумах, проводимых Русской Православной Церковью: в январе 2010 года в составе делегации от Ханты – Мансийского округа  -  на XVIII Международных Рождественских чтениях в Москве, а в мае этого же года – на X Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях в Ханты-Мансийске. Атмосфера сотрудничества, единомышления, царившая на форумах,  свидетельствовала о тех важных преобразованиях, которые проводятся и ширятся в стране в области образования и воспитания человека. Уверенность в необходимости этих преобразований прозвучала в словах Святейшего Патриарха Московского и  всея Руси Кирилла, обращённых к участникам Чтений в храме Христа Спасителя: «…Мы можем и должны изменить наш мир к лучшему. В этом направлении с терпением и любовью должны совместно трудиться и представители государственного образования, и Церкви. Мы призваны рука об руку идти вперёд, полагая в основу взаимодействия и сотрудничества то, что нас объединяет: заботу о подрастающем поколении, заботу о нашем будущем». Словно продолжая мысль Патриарха, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в своём приветствии  участников X Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений отметил, что «в Югре закрепляются добрые традиции размышлений над жизнью, над явлениями, проблемами, которые ставит жизнь перед нами». В размышлениях о слове Владыка сказал, что оно имеет энергетику и «духовной нитью связано с каждым человеком, с каждым народом. Оно определяет и направляет человека и общество. Вот почему  сегодня важно обратиться к своим истокам, понять и почувствовать,  как  Кирилло – Мефодиевское слово, азбука, письменность пришли в нашу жизнь». Жизненный подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия архиепископ Димитрий назвал  делом, которое «способствовало объединению славян, поднятию их жизни на новый духовно-нравственный уровень».

Возвращаясь с X Кирилло–Мефодиевских образовательных чтений, я размышляла над поднятыми здесь вопросами, проблемами и над той уникальной возможностью духовно-нравственного выздоровления, которую даёт нам жизнь, и этот шанс мы не должны упустить, чтобы сохранить традиции, культуру нашего народа, сохраниться как нация, как государство.

Спустя два года  после образовательных  Чтений АУДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» провёл курсовую подготовку учителей к преподаванию  «Основ религиозных культур и светской этики». Последовательность этих событий закономерна и свидетельствует о духовно-нравственных преобразованиях в нашем крае. Теперь в этом процессе особое место отведено новому школьному предмету. Обратившись к теме курсовой подготовки преподавателей ОРКСЭ, отец Георгий сказал, что воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения, а потому  курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самим педагогам, чтобы задуматься о правильности своих поступков, суждений, увидеть необходимость собственного духовного преобразования.

В небольшом деревянном храме  легко дышится, чувствуется атмосфера особого уюта и лёгкости. Наверное, поэтому учителя после экскурсии не спешили расходиться, а подходили к батюшке с личными вопросами и за благословением. Выйдя из храма, наблюдали его внешнее устройство: русский стиль христианской архитектуры, его изящество  и простоту. Их настроение позволяет думать, что для многих  участников экскурсии встреча с Православием стала ступенькой к более глубокому осмыслению православных ценностей и культуры, их приложению в своей жизни и преподавательской деятельности.

Светлый выдался день, полный впечатлений и ощущения причастности к очень важным переменам.

Литература

1.Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам XVIII Международных   Рождественских чтений. Москва, 2010 г.

2.Д.И. Мамонтов. Солнце с Запада не восходит http://www.club-vozrojdenie.ru/publ/93-1-0-889

3.Сибирская православная газета.  О почитании Святителя Николая на Обском Севере. №6, 2010 г.

 

Журнал "Педагогический калейдоскоп". Выпуск 9, Ханты-Мансийск, 202 г.

Навигация

Новости
Истоки (внеурочные занятия)
Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки"
Рабочая программа "Воспитание на социокультурном опыте"
Методическая копилка
Видеофильмы
Презентации
Белому Яру - 25 лет
Основы мировых религиозных культур
Документы
Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур"
Конкурсы, олимпиады
Конкурс "Наше наследие"
Конкурс "Шаг в будущее"
Первые итоги
Родителям
Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Содержание и структура учебного курса "Основы мировых религиозных культур"
Практические советы родителям
Методическая копилка
Видеофильмы
Буддизм
Ислам
Иудаизм
Христианство
Как составить генеалогическое древо
ЗАГС
Как работать с архивами
Книги и Интернет
Метрические книги
Паспорта
Переселение
Письмо родственникам
Поиск родственников за границей
Ревизии и переписи
Родословная по фамилии
Советы начинающим
Сословные и другие группы населения
Табель о рангах
Что можно узнать в ведомственных архивах
Публикации
Экскурсия в храм
Дети пишут, говорят
Мой любимый святой Серафим Саровский
Виртуальные экскурсии
Храм Христа Спасителя в Москве
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Три мечети в Стамбуле
Библиотека

Авторизация